Мониторинг состояния российского финансового рынка, проведенный в диссертации, показал, что одной из характерных особенностей рынка является концентрация потоков финансовых ресурсов в столичных центрах. Это вызывает ряд проблем привлечения финансовых ресурсов для организаций, действующих в субъектах Российской Федерации.
Среди наиболее острых проблем региональных фондовых рынков необходимо отметить:
- отсутствие или недостаточное развитие рынка региональных и муниципальных ценных бумаг, проявляющееся в преобладании (в стоимостном выражении) займов, имеющих нецелевой и, по сути, спекулятивный характер, в их сравнительно невысоком уровне доходности и низком уровне ликвидности;
- низкий уровень капитализации компаний регионального значения;
- невысокий уровень активности на рынке корпоративных ценных бумаг, так как акции подавляющего числа местных эмитентов практически не обращаются на вторичном рынке;
- неликвидный характер большинства корпоративных ценных бумаг, что в значительной мере объясняется неудовлетворительным финансовым состоянием эмитентов;
- недоверие населения к ценным бумагам как к объекту инвестирования и, как следствие, низкая активность индивидуальных инвесторов, неразвитость системы коллективного инвестирования;
- низкий инвестиционный потенциал регионов;
- слабое развитие инфраструктуры региональных рынков, особенно технической и информационной ее составляющих;
- изолированность от других региональных рынков, отсутствие межрегиональных связей;
- небольшое число и недостаточная капитализация профессиональных участников рынка ценных бумаг. Все филиалы инорегиональных банков имеют жесткие ограничения на операции с ценными бумагами;
- недостаточные маркетинговые исследования по проблемам регионального фондового рынка и, как следствие, несоизмеримость объема выпусков с возможностями инвесторов, затрат на обслуживание выпусков - с полученными средствами;
- слабость правовых оснований для бюджетных и имущественных гарантий;
- отсутствие эффективной системы корпоративного финансирования.
C целью экономического стимулирования организаций к привлечению инвестиций с использованием инструментов финансового рынка, прежде всего рынка ценных бумаг, представляется возможным рекомендовать администрациям субъектов РФ и муниципальных образований, а также иным распорядителям бюджетных средств:
- разработать систему государственного стимулирования инвестиционного процесса, обеспечивающую постепенный переход от методов прямого бюджетного финансирования к поддержке механизмов привлечения инвестиций через инструменты рынка ценных бумаг (при рассмотрении вопроса о предоставлении бюджетной помощи следует рекомендовать организациям проводить работу по размещению части выпусков ценных бумаг среди индивидуальных инвесторов - физических лиц и институтов коллективного инвестирования);
- главным критерием при принятии решения о выделении бюджетных средств определить увеличение налоговых платежей организации в бюджеты всех уровней в результате привлечения инвестиций с рынка ценных бумаг;
- одной из возможных форм бюджетной поддержки организаций считать компенсацию части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям;
- совместно с региональными отделениями Федеральной службы по финансовым рынкам (ФCФР) разработать примерный регламент прохождения и принятия документов при выделении бюджетного финансирования организациям, привлекающим инвестиции путем выпуска ценных бумаг;
- создать условия для свободного обращения ценных бумаг организаций, действующих на региональном уровне. В частности, представляется перспективным развитие рынка стрипов - купонов по долгосрочным облигациям. Это повысит спрос на базовый актив, не потребует дополнительных затрат, не увеличит объем и стоимость обслуживания долга, но в то же время привлечет средства средних и мелких инвесторов. Для развития рынка стрипов требуется соответствующее законодательство на общероссийском уровне;
- одной из возможных форм бюджетной поддержки организаций считать компенсацию части средств, выплачиваемых акционерным обществом по корпоративным облигациям;
- разработать конкретную инвестиционную программу, которая, на наш взгляд, должна координироваться с эмиссионной политикой организаций;
- обеспечить выход ценных бумаг региональных компаний на московские и другие региональные биржевые площадки;
- развивать механизмы размещения выпусков ценных бумаг для повышения капитализации компаний;
- создать региональные серверы раскрытия информации для размещения сведений о результатах финансово-хозяйственной деятельности организаций регионов, выпусках ценных бумаг, корпоративных событиях, инвестиционных проектах и бизнес-планах;
- способствовать развитию региональной инфраструктуры фондового рынка, ориентированной на операции индивидуальных инвесторов с ценными бумагами;
- стимулировать увеличение количества профессиональных участников, оказывающих полный комплекс услуг на рынке ценных бумаг, с размещением информации о них на региональном сервере;
- создать фондовые центры и магазины;
- организовать изучение, методическое обобщение и распространение опыта работы эмитентов из регионов, успешно привлекающих инвестиции с помощью инструментов рынка ценных бумаг, сведений о бюджетной эффективности такого привлечения через публикации в средствах массовой информации;
- создавать информационно-аналитические и консультационные центры по вопросам привлечения инвестиций;
- организовать систему повышения квалификации журналистов региональных средств массовой информации в сфере акционерного права, управления собственностью, функционирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов;
- организовать взаимодействие с Территориальными учреждениями Центрального банка РФ и кредитными организациями, крупнейшими саморегулируемыми организациями на рынке ценных бумаг (НФА, НАУФОР, ПАРТАД);
- создать межведомственную комиссию по развитию рынка ценных бумаг.
|